Skaz
Продолжение. Начало – здесь.

Размышление о Пути. Часть 17.

«Ответная реакция» Пути.
Я отдаю себе отчет, что, начиная разговор об «ответной реакции» Пути, вступаю на хлипкую почву иррационального, вероятно, привычного для ума восточного, но выходящего за рамки научного мышления для ума западного.
Но если уж академик А.Назаретян, размышляя о природе избыточного многообразия и выживании в природе новообразований существенно проигрывающих в жизнеспособности устоявшимся структурам, позволил себе следующее утверждение: «Но мне неизвестны «апостериорные» эволюционные модели, которые бы раскрывали механизм сохранения, как бы про запас, неэффективных элементов системы. Пока таких моделей нет, приходится признать временное преимущество телеологической трактовки эволюции в решении некоторых вопросов. Даже если телеология их не столько решает, сколько упраздняет...», то, думаю, и мне будет дозволено высказать несколько на данный момент «иррациональных» предположений.

Механизм сохранения и востребованности гуманитарного разнообразия, о котором мы говорили выше, можно истолковать как «заинтересованность» Природы в результатах труда Идущих. И логично предположить, что эта «заинтересованность» в каком-то виде проявляется. Вот эти проявления и назовем «ответной реакцией» Пути. Всего мы их насчитали порядка шести.

Первым рассмотрим «ведение по Пути».
Человек слаб и иногда ему требуется внешнее побуждение для продолжения движения. Самая жесткая его форма – отсечение побочных направлений, так или иначе не связанных с Путем. (Если вернуться к жизни Ван Гога, то это будут неоднократные неудачные попытки устроить свою личную жизнь). От Идущего требуется постоянная самоотдача, которой в жертву могут приноситься личная жизнь, благополучие, положение в обществе и etc.
Другой способ «направления» Идущего – вторые и даже третьи шансы. Марксистский взгляд на историю еще в 50-е годы прошлого века подвергся серьезной критике, но в одном, как мне кажется, идеологи коммунизма были правы – история движется по спирали, раз за разом, пусть и на более высоком уровне, воспроизводя прежние отношения и ситуации. Нечто подобное ощущает и Идущий. Если однажды направление движения было выбрано не верно, то Путь предоставит возможность исправить ситуацию, вернув Идущего почти в ту же самую точку. (Вспомним рассказ о Зеленой Двери Г.Уэллса). Возможно, именно эта особенность нашла свое отражение в излюбленном фольклорном приеме – троекратном повторе попытки достичь желаемого.

Если представить Путь в виде линии от момента осознания предназначения до высшей точки самовыражения, то реальное движение по нему будет сильно отличаться от этого идеального варианта. Оно скорее похоже на спираль. Первоначальные искания больше похожи на огромные круги, когда перебираются множество вариантов своего предназначения и самовыражения. Но чем дальше человек продвигается по Пути, тем меньше становится радиус отклонений, что, в общем-то, вполне логично и объяснимо.

Знаки Пути. Их встречает каждый Идущий в виде неожиданных идей, встреч с людьми или книгами, дающими новый толчок в движении или просто поддержку.
У суфиев есть легенда о тринадцатом пророке - Зеленом Хидре. Он редко появляется в своем настоящем обличье и часто вкладывает свои слова в уста разным людям – и каждый человек, если захочет, может постоянно его слышать, говоря даже с идиотами, потому что некоторые слова произносит за них Зеленый Хидр.
Можно сказать, что Идущий по Пути чаще других встречает тринадцатого пророка. Баба Яга считала, что его функцию на Руси выполняет Велес. Перед продолжением повествования об Огненном Змии (26 глава) она рассказывает духам историю о странствиях земного бога.
«– Издревле повелось, Велес – бог, за порядком земным следящий, владения свои дозором обходит. Проверяет, усердно ли лешие о лесах заботятся, да водяные в чистоте ли озера с реками содержат. И облик он в странствиях этих любой принять может. Старца ли седовласого, зверя ли бегущего, иль птицы летящей.
Горе тому, кто странника встретит неприветливо и трапезу разделить не предложит. Недоля черная в гости к нему пожалует, да так и останется навсегда. Хозяевам же гостеприимным Велес о нитях судьбы поведать может и будущее открыть. Только слова эти услышать и от других отделить уметь надобно».

Так что можно сказать, что Идущий не раз встречается с пророками той веры, в которую он верит. Путь как бы выстраивает цепочки, передавая его от одного оракула к другому, пока не приводит к Мастеру. (Мы еще вернемся к этой особенности Пути, когда будем говорить о воине Гаральде).

Мудрая Баба Яга, рассказывая о Велесе, затронула еще одну важную особенность Пути, которую можно назвать «благословением Идущего». Отказ ему в помощи, говоря языком славянской мифологии, равносилен приглашению в гости недоли. Отказавший завязывает на своей судьбе тугой узел, и это может сказаться не только на его жизни, но и судьбе детей. (На Востоке сказали бы, что он разрушает свою карму). И наоборот, помогая Идущему, человек может услышать слово, которое убережет его от многих бед и опрометчивых поступков.
Причем, чем дальше Идущий продвигается по Пути, тем сильнее становится его «благословение». Возможно, именно это запечатлели Евангелия в словах сотника, обратившегося к Христу: «Не трудись, Господи, ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой. Но скажи слово, и выздоровеет слуга мой».
Если говорить об образном отображении встречи с Идущим, то вспоминается фильм «Беги, Лола, беги!». Спешащая к отцу в банк, Лола выбегает из-за угла и налетает на женщину, везущую коляску с ребенком. Разгневанная мамаша, естественно, не стесняется в выражениях вослед убегающей девушке. Но камера сразу же показывает несколько сцен из будущей жизни матери-одиночки. Она выходит замуж и счастлива в браке. Время поворачивается вспять и Лола, вновь вылетев из-за поворота, на этот раз успевает увернуться и пробежать мимо – женщина спивается и у нее забирают ребенка.

И, наконец, Путь «оберегает» Идущего. Не в прямом смысле, конечно. Скорее, происходит нечто подобное описанному Кастанедой. Он, во время своего обучения, пытался поставить Дона Хуана в тупик вопросом: как можно спастись, если тебя на дороге поджидает наемный убийца? На что раздраженный учитель ответил, что он просто на этой дороге никогда не окажется.

Безусловно, Идущий, как и всякий человек, обладает свободой воли и вправе самостоятельно выбирать то или направление своей жизни. Но сдается мне, что это только иллюзия выбора. Уже самые первые шаги по Пути формируют новую логику жизни, изменяют самого человека, и любые попытки свернуть с дороги будут если не отсекаться, то наказываться внутренней неудовлетворенностью.

@темы: Книга размышлений, Кикимора и другие