Skaz
Продолжение. Начало – здесь.

Размышление о Пути. Часть 12.

Личный баланс.
В последних работах А.П.Назаретяна в гуманитарную составляющую технико-гуманитарного баланса введен индивидуальный параметр – когнитивная сложность среднего носителя культуры. (Для справки: когнитивная сложность – это психологическая характеристика познавательной (когнитивной) сферы человека. Она определяется количеством оснований классификации, которыми сознательно или неосознанно пользуется субъект при дифференциации объектов какой-либо содержательной области).
Развивая эту мысль, можно предположить, что для отдельно взятого человека когнитивная сложность может играть роль уравновешивающего фактора в его личностном балансе. Но, если на одной чаше весов находится внутреннее развитие индивида, то на другой, очевидно, должны находиться его возможности. А сама формулировка примет следующий вид: уровень возможностей человека должен уравновешиваться степенью его внутреннего развития.
И как следствие: бОльшим возможностям должен соответствовать более высокий уровень целей.
Теперь надо определиться с тем, что мы будем понимать под левой и правой частями баланса.
Возможности человека формируются либо за счет его умений и творческих навыков, либо за счет ликвидных средств (денег и всего, что можно обратить в деньги).
Внутренняя же сложность определяется, на мой взгляд, количеством взаимосвязей между явлениями которые видит и осознает человек. Пониманием последствий своих поступков. Количеством «отрефлексированных» понятий и самостоятельно сформулированных жизненных принципов. (Иными словами, количеством ответов на вопросы: «Кто я такой и зачем живу на этом свете?»).
Если вспомнить Сократа, то получается, что уровень внутренней сложности соответствует степени нравственного развития. Ибо место нравственного Абсолюта в его теории занимает Знание, а сдерживающим фактором, как раз, является понимание последствий совершаемых действий.

Накапливая на Малом Пути умения и навыки, Идущий неизбежно поддается «искушению творчеством» и пытается создать нечто, до него не существовавшее.
Что мешало Алану Александру Милну снять с полки своей обширной библиотеки очередную детскую книжку, чтобы почитать сыну на ночь? Но он почему-то потратил несколько лет своей жизни на написание историй о Винни-Пухе. И создал такой многослойный «пирог смыслов», что неуклюжий, неунывающий медвежонок и его друзья уже давно стали элементом мирового «коллективного сознания».
Что мешало тому же Фридриху Ницше двигаться по накатанной колее университетской профессорской карьеры? Но искушение ниспровержения всех моральных устоев оказалось сильнее уютного мирка классической филологии, озвучивания и интерпретации чужих мыслей.

читать дальше

@темы: Кикимора и другие, Книга размышлений