Skaz
Продолжение. Начало – здесь.

Размышление о Пути. Часть 9.

Путь и избыточное многообразие
Но если человечество с завидной регулярностью умудряется попадать в порождаемые им же самим кризисы, то как оно выбирается из них?
Один путь был описан в предыдущей части – одумывается перед лицом огромных потерь. Но оказывается, во времена кризиса еще действует закон, открытый в 1950-х годах английским биологом и математиком У.Р.Эшби. Применительно к обществу его можно сформулировать следующим образом: при обострении кризиса жизнеспособность социума пропорциональна накопленному в его структуре разнообразию, причем решающее значение приобретают те элементы, которые на предыдущих этапах оставались функционально бесполезными.
Формы социальной деятельности, технологии, идеи и т.д., которые когда-то станут определяющими, на прежнем этапе долго пребывают на периферии и мало востребованы. Но гораздо более важно, что во время кризиса ничего нового не возникает и общество выбирает из уже имеющегося.
Теперь давайте просуммируем все выше сказанное.
В гуманитарную составляющую баланса входят не только доминирующие, но и «маргинальные» идеологии и для выживания социума жизненно необходимо избыточное многообразие, в том числе и духовной сфере.
Осталось сделать последний шаг. Путь одиночек, их духовная самореализация жизненно важны для развития общества и его выживания в кризисные времена.
Можно возразить, что Природа всегда действует «с запасом» и востребованным оказывается далеко не все разнообразие. (Утверждают, что даже на место человека современного претендовало не менее пяти видов).
Но, во-первых, никто не знает, что же будет востребовано в конечном итоге.
А, во-вторых, человеческое созидание многоступенчато и всегда опирается на предшественников. А значит, у каждого «осевого мыслителя» всегда имеется ряд предтеч, шедших той же дорогой до него.
И как вывод - важен каждый идущий по Пути.

Думаю, не все знают, что в основе учений Христа, Мани (манихеи) и Магомета лежат воззрения Заратустры (Заратуштры), жившего в Иране между Х и VII веками до н.э..
До Заратустры не существовало общего представления о Добре и Зле как вселенских началах, о борьбе между ними и об окончательной победе Добра над Злом. О способности каждого человека различать доброе и злое, о свободе индивидуального выбора и ответственности за свой выбор.
Именно от него ведут начало образы Бога и Дьявола, рая, ада и даже чистилища (в виде узкого моста над пропастью, по которому способна пройти, не сорвавшись, только праведная душа). От его ближайших сподвижников, не дождавшихся наступления Божьего царства при жизни Учителя, - образы Второго пришествия и Страшного Суда, и даже Матери-девственницы, от которой через 3 тысячи лет после ухода Отца должен родиться Сын Заратустры.
Предполагается, что иудеи познакомились с зороастризмом в VI веке до н.э., во время «вавилонского пленения», и соприкасались с ним, живя в составе Ахеменидской империи. Именно они стали передаточной инстанцией идей великого иранца к христианству и исламу.

@темы: Кикимора и другие, Книга размышлений