Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
14:15 

Книга размышлений - 7

Skaz
Продолжение. Начало – здесь.

Размышление о Пути. Часть 5.

Западная интерпретация Пути
Итак, подведем первые итоги и постараемся ответить на вопрос, почему западное сознание, опирающееся на совершенно иные принципы и методы мышления, восприняло восточную идею Пути. В чем были найдены точки соприкосновения?
Один из вариантов ответа дал тот же К.Юнг:
«По неизбежному велению судьбы Запад знакомится со своеобразными истинами восточной духовности. Бесполезно как умалять эти истины, так и возводить ложные и ненадежные мосты над зияющей пропастью… Заимствуя эти вещи у Востока, мы просто даем волю нашему западному стяжательству, еще раз подтверждая, что «все хорошее находится снаружи», откуда оно должно быть добыто и перекачено в наши «тощие» души».
Фактически, Юнг утверждает, что Запад позаимствовал только форму, но не содержание. И в этом есть доля правды. Для Запада Путь – это, скорее, духовные искания и самовыражение, а не стремление к отрешению от мира и слиянию с Мировым Разумом.

В любом обществе всегда находятся маргиналы, которых волнуют вопросы далекие от повседневной жизни. Ради реализации своих идей, замыслов они порой жертвуют благополучием, карьерой и даже жизнью. Но почему-то именно их имена остаются в истории. Помнил ли кто-нибудь сейчас графа Беккендорфа, если бы он не присматривал за Пушкиным? И кто, кроме историков, помнит имена наркомов внутренних дел 30-х годов? А вот затравленные и убитые ими О.Мандельштам и Вс.Мейерхольд вошли в анналы русской культуры.
Любой духовный эксклюзив рано или поздно будет востребован. И.С.Бах, без которого вряд ли мыслима современная музыка, был забыт на 80 лет после своей смерти и вновь «открыт» только в начале XIX века. Томасу Мэлори повезло меньше. Его «Смерть Артура», напечатанная в 1485 году, оказалась вновь востребованной лишь во второй половине XIX века. И этот список можно продолжать еще долго.
И вот западный ум, осознав, что духовные поиски этих одиночек, в конечном итоге становятся частью массового «коллективного сознания», определил (часто задним числом) их неудержимое стремление к самовыражению, как движение по Пути.
Иногда даже находятся люди и организации, осознающие важность этих поисков и всячески им способствующих. Раньше они назывались меценатами, сейчас благотворительными фондами. Помнится, в «Бродягах дхармы» Джека Керуака меня весьма поразил факт выдачи одному из героев романа – бродяге и хиппи, гранта на изучение культуры Японии.

Но почему именно духовные искания и самовыражение ассоциируется на Западе с движением по Пути?
Вновь вернемся к восьмеричному благородному пути буддистов. Конечная цель восьмого шага – освобождение от мыслей, эмоций, ощущений и полное погружение, как сказал бы Юнг, в бессознательное. Это путь замыкания в себе.
Но почему человек должен стремиться к состоянию архата, нирване? Ведь, будучи живым, он не может узнать – прекращена или нет цепочка перерождений.
Ответ, на мой взгляд, кроется в первых двух стадиях восьмого шага. Достигнув их, Идущий превращается в Мастера. Его медитации становятся настолько глубокими, что он может полностью раскрыть суть явления или предмета, на которое направляет свое мышление. Это, как бы, стадия рассуждений и исследований построенных на приобретенных знаниях, своем жизненном опыте и логике. Но на следующем шаге, утверждает буддизм, отпадает необходимость даже в рассуждениях и Идущий переходит к «непосредственному» восприятию истины. Её называют стадией сосредоточения.
Далее, Идущий должен освободиться от телесной зависимости и ощущений, но для нас более важна цель первых двух стадий восьмого шага. Это – радость. Наслаждение от радости чистого мышления и сосредоточения.
И как утверждают Идущие, она не сравнима ни с одним чувством, испытываемым человеком в повседневной жизни. После нее само физическое существование теряет всякий смысл и человек, фактически, добровольно уходит из жизни.

Западный ум пришел к тем же выводам почти через две с половиной тысячи лет, как всегда подтвердив их экспериментально. Крысе Нэнси во дворе Балтиморского госпиталя даже поставлен памятник. Бедное животное умерло во славу науки от нервного истощения, голода и жажды, постоянно нажимая на педальку, стимулирующую в ее мозгу центр удовольствия.
Увы, наша био-составляющая мало чем отличается от этой крысы и подтверждением этого служит множество фактов запечатленных в истории. Человек все время стремится к ощущениям и не просто к ощущениям, а к положительным эмоциям.
Какие же эмоции могут быть сравнимы с точки зрения западного менталитета с радостью от чистого мышления и сосредоточения?
В принципе, ответ на этот вопрос дал Абрахам Маслоу, выстроивший свою пирамиду потребностей. И, если в ее широком основании лежит удовлетворение голода и жажды, безопасность, то на самой вершине, выше общественного статуса, признания окружающих и самоуважения расположилась потребность в самовыражении.
Как легко заметить, все движение по Пути, все попытки выявить свое предназначение и воплотить его в жизнь, фактически, и есть способ реализации своего самовыражения.

@темы: Кикимора и другие, Книга размышлений

URL
Комментарии
2009-07-15 в 11:47 

Возможно, Вам будет интересен вот этот журнал: www.manwb.ru
www.manwb.ru/recomend_soul - здесь интересная подборка статей
community.livejournal.com/bezgranitz/ - это сообщество читателей в ЖЖ

Один номер этого журнала, кстати, желающим подписаться высылают бесплатно: www.manwb.ru/subscribe

2009-07-15 в 11:52 

Skaz
vvkarelin

Спасибо. Я знаю этот журнал и читаю некоторые статьи. :)

URL
   

Кикимора и другие...

главная