Skaz
Продолжение. Начало – здесь.

Размышление о Пути. Часть 3.

Совмещение несовместимого.
Выходит, проецируя западное мышление на восточное понимание Пути, мы пытаемся совместить несовместимое. И да, и нет. Просто, у каждого свое видение Пути.

Востоку в лице буддизма удалось выстроить гармоничную картину мира: сформулировать цель жизни и указать четкий путь достижения этой цели.
Будда облекал свои поучения в форму бесед, и в течение долгого времени они устно передавались из поколения в поколение от учителя своим ученикам. Затем все было сведено в три книги – «Трипитака» («Три корзины учений»).
«Винная-питака» - содержит правила поведения, «Сутта-питака» - является собранием поучений и притч, а «Абхидхамма-питака» - рассматривает вопросы философии.
Основу буддизма составляют «четыре благородные истины»: 1) жизнь в мире полна страданий; 2) есть причина страданий; 3) можно прекратить страдания; 4) есть путь, ведущий к прекращению страдания.
Будда считал, что мирские радости доставляют только временное удовольствие, которое сводится на нет вечной боязнью потерять их и горем, испытываемым при их утрате. И видел путь к достижению вечного блаженства через освобождение от земных страстей и в прекращении цикла перерождений.
Но нас больше будет интересовать способ освобождения от страданий, который еще называют: восьмеричный благородный путь. В принципе, предложенная Буддой методика применима не только к достижению состояния архата (или другими словами – нирваны), но и может рассматриваться в качестве общих принципов восточного понимания Пути.

Первый шаг на восьмеричном пути – правильные взгляды. Будда видел их суть в правильном понимании четырех благородных истин.
Второй шаг – правильная решимость. В классической интерпретации это отрешение от привязанности к миру, от дурных намерений и вражды с другими людьми.
Правильная речь – воздержание от лжи, клеветы, жестоких слов и фривольных разговоров.
Правильное поведение – отказ от уничтожения живого, от воровства, от неверного удовлетворения своих чувств.
Правильный образ жизни – постулирует, что надо зарабатывать на жизнь честным путем и трудиться в соответствии с доброй решимостью.
Правильное усилие – заключается в постоянном искоренении старых дурных мыслей и препятствии появлению новых.
Правильное направление мысли – это постоянное сохранение в памяти того, что вещи по своей природе преходящи. Дает возможность освободиться от привязанности к вещам и печали по поводу их утраты.
Правильное сосредоточение – заключительная фаза пути, в свою очередь состоящая из четырех ступеней.
Первая стадия – сосредоточение ума, подготовленного предыдущими семью шагами на осмыслении и исследовании истин. Наслаждение от радости чистого мышления.
Вторая стадия – достигается такое сосредоточение, что вера в четырехстороннюю истину развеивает все сомнения, и необходимость в рассуждениях и исследованиях отпадают. Наступает радость от сосредоточения.
Третья – переход к состоянию безразличия, т.е. отрешенности даже от радости сосредоточения. Избавление от ощущение телесности. Но идущий по пути еще осознает свое состояние невозмутимости.
И, наконец, четвертая стадия – избавление от осознания освобождения и от всех чувств радости, которые испытывались раньше. Достигается высшая стадия безразличия, называемая нирваной, и прекращаются все страдания.

Иными словами, восьмеричный благородный путь можно назвать прогрессом во внутрь. Человек постигает свою суть и суть окружающего мира через полное сосредоточение на своем внутреннем мире.

@темы: Книга размышлений, Кикимора и другие