17:39 

Книга размышлений - 21

Skaz
Продолжение Книги размышлений.

Размышление о Счастьи и Несчастии. Часть 1

Мифология как элемент осмысления мира

Современная наука только в XX веке перешла от описания «как» к осмыслению «почему» это происходит. Мифология, в отличие от науки, сразу начала с первооснов.
Она не просто констатировала факт – ветер дует, снег идет, но и пыталась объяснить причину этого явления. При этом, если наука, ответив на вопрос «почему», считает свою миссию полностью выполненной, то мифология делает следующий шаг. Дав объяснение, которое в большинстве случаев происходило через наделение «живым» (см. раздел «Зарождение язычества»), она сразу же выстраивала систему коммуникации и вырабатывала принципы морального поведения.
В результате мы имеем поразительный факт. В то время как современное естествознание охватило уже все области – от микро- до макромира, а гуманитарные науки могут точно сказать, как мы описываем то или иное явление в системе моральных координат, разработка самой «моральной сетки» отдана на откуп мифологическому мышлению. Большинство человечества до сих пор руководствуется моральными принципами «осевого времени», сформулированными 2-3 тысячи лет назад.

Главная цель при наделении предмета, животного, растения, местности, явления природы и т.д. «живым» – это получение возможности взаимодействия с ним. Через систему ритуальных действий и жертв адепт надеется получить благосклонность «живого» или наилучшего для себя исхода. Но, если бы функционал мифологии ограничивался только этим, она никогда бы не вышла из стадии поклонения лесным духам.
Мифология – это еще и элемент «коллективного сознания». Сознания, которое должно осмыслить явления, выходящие за рамки обыденной жизни. И чем сложнее жизненные коллизии, тем более развитой становится и мифология.
Крестьянину, большую часть жизни имеющему дело с речкой, полем и лесом, достаточно минимального набора духов и нескольких высших богов, отвечающих за природные стихии. Но как только религия становится «государственной», религией власти, в ней сразу же начинается формироваться иерархический пантеон богов и четко регламентированный ритуал. Т.е. уровень мифологии зависит от среды ее бытования, уровня ее носителей.
Однако остался открытым вопрос, а кто «творит» и развивает мифологические представления?
В каждую эпоху появляются великие сказители и писатели, которые, взяв за основу народный фольклор, поднимают его в своем творчестве на более высокую ступень, чтобы в обновленном виде возвратить в народ.
Славянской мифологии в этом плане повезло меньше всего. Только-только начав формироваться как государственная религия, она после крещения Руси стала считаться «низом», грехом, и к ее художественному осмыслению приступили только в XIX веке.
В результате, поднявшись на уровень князей, славянское язычество вновь откатилось в народ, адаптировавшись под мышление крестьянина.
Наглядно этот процесс можно проследить на эволюции Доли и Недоли.

@темы: Кикимора и другие, Книга размышлений

URL
   

Кикимора и другие...

главная